Шкипер в кризис

ivan-sharapov-shkipper-yaht-skoly-navygator-5

Как известно, самые надежные инвестиции — это те, которые мы делаем в свои знания, навыки и умения.

Получив филологическое образование я не стал ни учёным, ни преподавателем, ни переводчиком. Как и многие мои коллеги, я устроился менеджером со знанием языков. Работа была неплохой и вполне прилично оплачиваемой. Проработав несколько лет, я стал начальником небольшого департамента. По утрам, приходя на работу, я думал лишь о том, чтобы рабочий день поскорее закончился. Каждый понедельник я мечтал о пятнице. Моя жизнь была вполне устроенной: семья, дети, квартира, машина. Не было только дачи. Вместо неё у меня была яхта. Яхта была не моей, а принадлежавшей еще с советских времен Центральному Петербургскому Яхтклубу. Попасть в команду оказалось не сложно. Друг привел меня в клуб в мае, когда ежегодные работы уже заканчивались. Оставалось всего ничего: зашпаклевать и покрыть необрастайкой всё ниже ватералинии, красного дерева борта отшкурить и покрыть лаком, а палубу покрасить в любимый шаровый цвет.

ivan-sharapov-shkipper-yaht-skoly-navygator-1

Одна мысль о том, что в 21 веке можно путешествовать используя лишь энергию ветра, воодушевляла меня в тесном трюме с банкой краски в руке. С яхтой все сразу перестало быть обыденным. В июне мы собрались в Хельсинки. Чтобы пересечь границу, надо было причалить к неприветливому бетонному пирсу морвокзала на Васильевском острове. Получив отштампованные паспорта, мы оказались формально покинувшими територрию РФ, хотя находились в центре Петербурга. Особый интерес нашему походу придавало то, что на 12 метровой яхте не было двигателя. Наверное мы были одними из последних петербургских яхтсменов, кто швартовал 40 футовую лодку под парусом не из бравады, а в силу неизбежной необходимости. А когда не было ветра, даже риск опаздать на работу, не мог прервать плавания. Зато как повышалась самооценка, когда мог ты объяснить своё отсутствие в офисе просто: извините, я в море.

ivan-sharapov-shkipper-yaht-skoly-navygator-2

Когда случился 2008 год, мне было 30 лет — рановато для кризиса среднего возраста, но финансовые неприятности и отсутствие перспектив на работе, придали мне храбрости бросить всё привычное и опостылевшее. В минуту ясности я сформулировал для себя задачу: овладеть ремеслом, заниматься которым было бы приятно вне зависимости от зарплаты. Выбор был очевиден — парус. О том, что в яхтенной сфере есть работа, я узнал из английского яхтенного журнала, там же я нашел себе и школу.

ivan-sharapov-shkipper-yaht-skoly-navygator-3

Хотя за плечами у меня уже была четыре сезона в составе команды “Амура” и сертификат RYA Day Skipper, для работы мне были нужны более серьёзные документы и, конечно, гораздо больше опыта и уверенности. Все это я получил в течение полугодового курса Ocean Graduate на родине парусного спорта — острове Уайт. О том, как это происходило можно почитать в моём блоге oceangraduate.blogspot.com и на сайте Forbes.

Учится было непросто, но интересно. О том, что такое работа в море, представление я получил во время ночных вахт в Северном море. Невыспавшийся за три часа я натягивал совсем мокрый непром, чтобы сменить товарищей, и думал — действительно ли это то, чем я хочу заниматься в жизни. И даже тогда ответ был — да. Море совершенно безразлично к человеку: его нельзя обаять, напугать, обмануть — тут остаётся только выполнять всё, чему учит хорошая морская практика и спокойно идти навстречу судьбе.

В море каждый может проверит себя и понять, чего же он стоит относительно вечности, а не искусственно придуманной людьми системы сиюминутных ценностей. На парусной яхте большинство людей оказываются в непривычной ситуации, для управления судном требуются навыки несхожие с применяемыми в обыденной городской жизни.

Это кардинальная смена рода деятельности, которая здорово прочищаеет голову. Это я испытал на себе, а теперь как инструктор школы “Навигатор”, вижу как люди меняются за короткое время морской практики. Не всегда везет с погодой, но если случается свежий ветер и умеренная волна метра в полтора — два, адреналин начинает ощутимо поступать в кровь новичков. А ведь кому-то из них приходится выполнять роль шкипера, чувство ответственности и здравое опасение за свою безопасность и сохранность судна это настоящая полнокровная жизнь. Такие переживания возвращают и сон, и аппетит, и радость от каждого прожитого мгновения.

ivan-sharapov-shkipper-yaht-skoly-navygator-7 ivan-sharapov-shkipper-yaht-skoly-navygator-6 ivan-sharapov-shkipper-yaht-skoly-navygator-8 ivan-sharapov-shkipper-yaht-skoly-navygator-9

Теперь я не хожу в офис, теперь моё рабочее место на палубе парусной яхты. Вместе с учениками мы изучаем зелёные берега и бирюзовые воды Хорватии, как аргонавты кочуем среди воспетых в мифах островов древней Эллады. По долгу службы мне приходится бывать на Лазурном берегу Франции, причаливать в живописных гаванях Лигурии, Корсики и Сардинии. Когда приедаются комфортные, но неспешные круизные плавания, мы принимаем участие в азартных регатах, где для победы нужны силы и умения каждого члена команды. Особое удовольствие я получаю, когда вижу как ловко и умело управляют яхтами мои бывшие ученики. С многими у меня завязались тёплые дружеские отношения. Мы вместе ходим в сложные многодневные походы, пробуем новые интересные суда такие как тримаран Neel или стремительные глиссирующие Pogo. Новым витком карьеры стало для меня строительсто 60футовой яхты по индивидуальному проекту для выпусника нашей школы. Это судно, которому суждено выйти за привычные рамки каботажных плаваний и оправиться бороздить просторы Океана.

В кризисный 2008 моя жизнь совершила крутой вираж. Я стал другим человеком, поменялось окружение, изменились интересы. Я счастлив! Призываю и вас, дорогие читатели, обратить внимание на себя и своё образование в эти кризисные годы. И уже этим летом вы можете стать счастливым и свободным человеком!

Иван Шарапов

Инструктор Яхт-школы «Навигатор».

ivan-sharapov-shkipper-yaht-skoly-navygator-10