Вылетая в Словению на практику в марте, были опасения по погоде. Но, то, что творилось на Адриатике за несколько дней до нашего прилета, не укладывалось в голове. Ветер в районе Велебицкого канала достигал, по сообщениям с места, 180 узлов! Это, кому понятнее, около 330 км/ч или почти 92 м/сек!!! Это самый настоящий полноценный ураган. Мы привыкли к сообщениям про Буру в этом районе, в среднем силой от 30 до 50 уз, а тут… В Порторож 7 марта мы застали не менее 25 уз ветра с С-В и гонки «оптимистов». Некоторые из ребятишек возвращались в марину на полузатопленных лодках.
Выходить в этот же день мы не стали. Принимали лодку, изучали ее, изучали окружающую нас акваторию по картам, закупали продукты. Получать лодку почти новую с одной стороны приятно, с другой – напряжно. Это уже аксиома, что на новой яхте есть много еще «непритершихся» деталей и непроверенного эксплуатацией оборудования, которое — непонятно, как себя поведет. В итоге, в первый же выход под парусами мы сломали «щечки» на двух блоках. И если фаловый по невнимательности, то гика-шкотовый не мог не сломаться. Сам гика-шкот, как и стаксель-шкот не соответствовал шкивам блоков по диаметру (около 10мм, а нужно 14мм), а сами блоки норовили развернуться под невозможными для работы углами, особенно, на полных курсах.
Но, достаточно о грустном. Первые два дня мы посвятили упражнениям в марине с маневрированием под двигателем вперед, назад, разворотам в тесной гавани, швартовкам кормой, лагом, при этом учитывали ветер, который иногда ощутимо задувал в марину. Под занавес дня прошли немного под парусами в лавировку и вернулись обратно под геннакером. На второй день, кроме отработки швартовок, успели немного походить под парусами, закончив этот начальный цикл упражнением «человек за бортом». Упражнялись до тех пор, пока солнце не нависло над горизонтом. Причем, как обычно, по самому жесткому сценарию – «двое человек на борту, один выпадает за борт, мотор не работает». Очень дисциплинирующее упражнение.
На следующий день, не дождавшись от представителей чартерной компании причитающихся быть на борту огнетушителей и второго газового баллона, решаем начать движение в сторону Венеции. Молодые «штурмана» проложили маршрут с учетом прогноза, с небольшим отклонением к северу. Но прогноз немного не оправдался и, пропустив фазу С-З ветра, к вечеру задул, как и обещали с Ю-В. На закате мы вошли в Венецию.
С учетом следующего перехода, решили вечер и следующий день провести в Венеции, а ночью выдвинуться в сторону Римини, чтоб прийти туда в середине дня. Венеция, как всегда, очаровала, на небе почти не было облаков.
Выход из Венеции ночью был напряженным и познавательным для будущих шкиперов, 5,5 миль по кривому фарватеру со множеством навигационных огней, из которых нужно было выделить «свои». А далее, пересечение сразу трех зон разделения движения и выход на открытую воду, где встречаются буровые вышки и буи их ограждающие. Ночные вахты прошли без особых приключений – рыбаки и дельфины нас не атаковали, с сухогрузом разошлись без проблем, о чем было отмечено в вахтенном журнале. Ветер был слабый встречный, поэтому львиную долю пути прошли на дизеле. При подходе к Римини ветер усилился до 6-8уз и мы остаток пути прошли под парусами в лавировку. В районе Римини были замечены еще три яхты под парусами.
Придя в Римини в полдень, решили повторить нашу тактику длинных переходов. Полдня гуляем, пару часов спим, закрываем границу и выходим в полночь. Перед запланированным выходом нас посетили полицейские в штатском, проштамповали нам паспорта и вежливо просили в течение 10 мин. покинуть марину. Выход из Римини гораздо проще, только навстречу было несколько рыбацких ботов, а некоторые из них с удовольствием промышляли в запрещенных для этого водах между буровыми вышками. Середину Адриатики мы прошли почти по штилю, затем пошел В-Ю-В и усилился к утру до 15-17уз. Чтоб не отставать от запланированного графика, решено было идти под мотором и гротом – так наш трек не сильно отклонялся от генерального курса.
В Пулу мы сразу направились для открытия хорватской границы, там нам пришлось на местном бланке составить крю-лист, который не в Италии не в Словении не был нужен. Затем встали на о. Бриони на ночь. Вечером успели на велосипедах прокатиться по острову. Небольшой сюрприз нас ожидал, когда мы пришли платить за стоянку. Тенденция уже просматривалась и по прошлым посещениям, но тут… за лодку 38 футов в НЕсезон – 103 евро! Летом, как нам сказали, будет за то же самое 200… Чем они, действительно, хуже Капри? Причем, муринг нам никто не подал и швартовы не принял, хотя мы там минут 15 еще тренировали подходы кормой, штатный туалет с душем был закрыт, воды в «пингвине» нет.
За это мы у их стенки с утра еще около часа тренировали швартовки с хорошим боковым ветром, иногда узлов до 15. Затем выдвинулись в Пореч. Тут мы порадовались, что не зря взяли геннакер. Пока хорошо дуло, мы разгоняли нашу лодочку, с сильно заросшим днищем, на бакштаге 120-140 град. иногда до 8,7 уз. Покрутили фордаки, все попробовали рулить, некоторым даже посчастливилось обрабатывать попутную волну с сохранением курса и скорости. Потренировались с крюйс-пеленгами. Потом ветер стал стихать, в какой то момент зашел остро, мы сменили геныча на стаксель и пролавировались остаток пути с сумасшедшей скоростью 3-4 уз.
Солнце нам изменило и ночь, а за ней и весь следующий день шел дождь, то усиливаясь, то стихая до моросящего. Погуляв под светом фонарей по пустому городку, вернулись на лодку – дом родной! Отход из Пореча я поручил курсантам без моего участия, заметив, что если все сделать грамотно, то проблем не будет. В итоге, легкая несогласованность действий привела к посадке фальшкилем на чужой муринг, что тоже было полезно с точки зрения адаптации к новой ситуации и удачно справившись с ней, ребята получили хороший урок – тщательнее готовиться к маневрам и думать, прежде чем что-то сделать. Наш следующий переход до Умага был назначен, как слепой с использованием только компаса, пеленгатора, лага и эхолота. Были предварительно проложены отрезки до характерных точек, и, ребята в диалоге о курсе, скорости, внешних условиях должны были провести лодку, меняя вахты у штурвала и у карты. Не без пользы провели день под дождем и ветром, с некоторыми ошибками и с их последующим разбором.
В Умаге нас ждало две неприятности. Сначала мы намотали несанкционированный муринг на винт. Попытка нашего пловца закончилась вызовом штатного водолаза. И второе, как и в Порече, здесь мы не смогли найти газовый баллон. Наш, накануне вечером, выдохнул в последний раз. Незадача, т.к. продукты перед этим были закуплены именно для плиты.
На утро перемещаемся из марины к таможенному причалу и выполняем манипуляции по выходу из Хорватии. При заходе в словенский залив, связываемся с базой и уточняем, сможем ли мы открыть границу в Портороже. Нам говорят, что нет, только Пиране, куда мы и приходим в лавировку при хорошем ветре узлов до 25 на порывах. Видим тренирующийся «Лазер» и еще пару яхт под парусами. Завершаем формальности, получаем еще по штампику въезда в шенген и под мотором приближаемся к Порторож. Отрабатываем постановку на якорь и ровно в 16:00, как договаривались с приемщиком, входим в марину. Наш финальный ювелирный подход лагом в промежуток между дорогим Шипманом и не менее дорогой моторной яхтой практически без зазоров на глазах у местных должен был убедить их, что у нас все ок. Но мы представляем сломанные детали и после переговоров, видимо, с владельцами, нам назначают 120 евро за сломанные блоки, 50 евро за маленькую дырочку в геннакере, простив выломанные из палубы крепления спрэй-доджера, там явно что-то недоработано в этой конструкции, уж очень большое усилие при постановке. Наш «BAIKAL» примерно через час погнали в Хорватию, где он летом и будет работать. Ребята за 10 дней изменились. Заметно добавилось уверенности и вдумчивости. Теперь молодые капитаны готовы самостоятельно взять яхту в аренду и присоединиться к дружной клубной флотилии. До встречи под парусами!
Ваш МихМих