9 марта 2016 года у нас в яхт-клубе «Навигатор» пройдет встреча с Александром Каклюгиным в рамках цикла открытых лекций «Знакомство с яхтингом». Он придет рассказать о своих океанских походах и путешествиях по Южной Франции и Испании на своей классической яхте 70-х годов. Также Александр поделится нюансами, о которых, пожалуй, вам мало кто расскажет. Например, вместо того, чтобы брать в аренду авто, можно его купить б/у за 200 евро и укатать его вдоль и поперёк всей Франции. Или вот ещё: в курсе ли вы, что на юге Франции можно жить на яхте за… 500 евро в месяц? Приходите на встречу и узнаете больше! Но это ещё не все. Желающие смогут воспользоваться уникальной возможностью вписаться к Александру в экипаж бесплатно, взяв с собой денег на стоянки, топливо и провиант (200-300 евро за неделю)!
Ниже Александр Каклюгин рассказывает о себе и о своей морской жизни от первого лица…
«Хотелось бы, чтобы все, с кем будем вместе ходить по морю, составляли хорошую компанию. Раньше для того, чтобы ходить под парусом, нужно было бы преодолеть многие серьезные ограничения, поэтому часть людей отсеивалась. Теперь это не так, пройти этот путь несравнимо легче. По этой причине состав тех, кто ходит под парусом, изменился. Это и хорошо – дорога открыта для несравнимо большего количества людей, и плохо – они стали такими разными, что компания не всегда подбирается… скажем так, бесконфликтной. Приходится понемногу узнавать друг друга, прежде чем пойти в море. Расскажу о себе…
Я родился 24 декабря 1948 года в Новочеркасске. Научился читать, ползая вокруг большого атласа (отец занимался прикладной картографией – Южное предприятие Сельхозаэросъемка). С детства хотелось посмотреть новые земли, но… На земле всегда были заборы, за ними границы. Открытый мир («заграница») в то время была «мифом о загробной жизни, а волны океана разбивались о Шепетовку».
Очень хотелось куда-то далеко, поэтому глаз очень радовался открытому водному горизонту, даже если ты знал, что вода – это Таганрогский залив, за которым другой берег; он был за горизонтом, и казалось, что там открытый мир. Рассматривая карту, видел огромные просторы теплой воды южной части Каспия – и мне показалось, что там – почти океан; почему-то думалось, что там почти никого нет, и никто меня не будет останавливать.
Хотелось все места на Земле увидеть самому, но только в детстве думаешь об этом, как о профессии. Ощущая свою склонность ко всяким точным наукам, в 15 лет я поступил в 18-й Интернат (теперь это СУНЦ), потом в МФТИ. Занимался наукой, преподавал в МФТИ. Желание видеть новые земли не исчезло, но осуществлял в основном «наземно» – ездил по своей стране, особенно по неизведанному и экзотичному югу и востоку. Пытался найти «водный» путь, но не удавалось: ни яхт-клуб МФТИ, ни подобные заведения Ростова и Мариуполя (пардон, тогда это был г. Жданов) не оказались для меня воротами в море. Что-то мешало: то ли снобизм, определенная «дедовщина», то ли необходимость многолетнего участия в соревнованиях, а только потом… впрочем, и потом никто ничего не обещал.
В 1980 – случайный опыт с С.Н. Жаковым (Мариуполь; сейчас – конструктор, строитель и хозяин «Alter Ego», в данный момент живет на Мальте), открыл надежду на реализацию мечты. В 1980-84 гг. – Азовское море, в 83 и 84 – уже самостоятельно (не без сложностей); в 85 и 86 – снова с Жаковым, Каспийское море (шхуна «Шкипер», описана в КиЯ 91 г.), длительные походы по полтора месяца – многократное пересечение Каспия вдоль и поперек. В 86 г. в Бекдаше (Туркмения, тогда Красноводская обл.) познакомился с В.Безверхим, после этого 1-2 месяца каждый год – путешествия по Каспию (сначала самодельный тримаран, потом, уже в 90-х, шхуна «Тетис»). В это время мы были совершенно свободны: суда – нигде не были зарегистрированы (и регистрировать было негде), никаких клубов, никаких взаимодействий ни с какими официальными инстанциями (кроме пограничников Каспийской флотилии, которые, познакомившись, относились к нам на редкость доброжелательно). В 1987 в Актау (Шевченко) познакомился с Гвоздевым, которого не раз встречал потом на Каспии.
Первый поход в заграничных водах оказался неожиданным – он в них и начался (1992 г., Бекдаш)! Мы никакой границы не пересекали – она пересекла нас. Безумие туркменской жизни сразу заставило нас думать, как (и куда?) перевести «Тетис» в Россию, что осложнялось тем, что из Туркмении в то время нельзя было вывезти практически ничего ценой свыше $25 (впрочем, начиная с 1994 г. оказалось нельзя и войти в Волгу – по основным судоходным протокам).
В 1995 г. «Тетис», наконец, оказался зарегистрирован в Астрахани (мы не предъявляли не только самого судна – оно было еще в Туркмении, но и каких-либо документов, только фотографию, такие вот были времена). В начале августа 1995 г. мы вышли из Бекдаша… на юг – на север бы нас не пустили, и зашли в Красноводск (он уже сменил название на Туркменбаши). А потом пошли как бы назад – в Бекдаш, но не вдоль берега, а посередине моря; просто с умыслом «промахнулись» (к берегу мы вернулись только около высокого скалистого мыса Урдюк). Не без труда мы нашли мало кем посещаемое Белецкое русло, самым сложным было подниматься по протоке шириной 60–100 м. (против течения и ветра, на «Тетисе» тогда не было мотора).
Потом – второе рождение «Тетиса» – перевозка по земле и ремонт в станице Должанская (Азовское море). В это время (пока «Тетис» перевозился и ремонтировался) я немного походил в подмосковных клубах. Так как свидетельство рулевого 1 класса я получил еще у Жакова в Мариуполе, прошел капитанские курсы и получил капитанский диплом. С 1998 г. «Тетис» снова в строю, на Азовском и Черном море – неоднократно оттуда в Ольгинку (яхт-клуб «Торнадо») и назад. Познакомился с А. Поповичем, он помог купить и переслать из Владивостока маленький японский дизель, так на «Тетисе» появился двигатель!
Начиная с 2002 г. «Тетис» используется как судно для коммерческой деятельности – в Геленджике катали туристов. Мне это было не слишком интересно, но я не возражал – я только один из трех совладельцев. В январе 2003 г. я уехал во Францию, и теперь уже не мог быть на своем судне больше нескольких дней в году. В последующие годы – по несколько дней на «Тетисе» в России и неделю-другую – во Франции (я подружился с моим коллегой Андреем Федоровым из Тулузы, вместе ходили на его лодке). Средиземное море – от Картахены в Испании до Италии, Балеары, Корсика, Сардиния; два раза – Бискайский залив.
Самый длинный поход в 2008 г. – Тихий океан. Попович оказался практически один в Новой Зеландии, я решился выпросить 4-х месячный отпуск без содержания, чтобы пройти с ним до Владивостока. Было интересно – это пока самое длинное путешествие (Самоа, Тонга, Фиджи, Маршалловы острова; в общем, интересно). Очень долго вдвоем оказалось не так легко, но у нас получилось. В 2009 году мы решили продать «Тетис» – слишком разными оказались интересы у совладельцев. Примерно в это же время я решил для себя, когда придет возможность выйти на пенсию, куплю себе яхту и буду жить на ней. С 2010-2012 гг. я искал себе яхту, в январе 2013 – купил, в январе 2014 – ушел с работы и переехал жить на неё.
Сейчас я иногда работаю (4-5 недель – консультации, расчеты – во Франции, за деньги; немного «интересной» науки – задаром, для себя). Что я хочу предложить. Туризм? Круиз? Морской отдых? В общем, конечно, да – и то, и другое, и третье; есть и общение с морем (и, думаю, гораздо более интенсивное, чем во многих примерах пляжного отдыха), и перемена мест, и знакомство с новыми местами (конечно, на поезде или автомобиле – быстрее, не говоря уж о самолете), и осмотр всего интересного. Но, конечно, имеется определенное ограничение уровня комфорта, которое иногда трудно преодолеть.
Можно представить такое мероприятие как поход, экспедицию – несложно организовать посещение совсем не оборудованных мест, стоянки в не населенных местах, непредвиденные обстоятельства, разумеется, и осмотр достопримечательностей (здесь уровень комфорта, как правило, можно контролировать – кто-то захочет переночевать на земле во время стоянки в марине, посетить ресторан и всё-всё-всё). Скорее всего, мое предложение наиболее интересно не самым искушенным морским волкам – моя яхта построена давно, она сконструирована с упором на мореходность (но не на гоночные качества), уровень комфорта соответствует уровню, который можно было считать передовым 40 лет назад (современные круизные суда обладают более высоким уровнем). Сам я могу управлять своей яхтой и один (опыт одиночных плаваний есть, но больше четырёх дней – не получается, спать хочется), но любое участие, скорее всего, будет приятным – как мне, так и моим спутникам.
Я предполагаю, что на яхте могут быть совсем неопытные участники (тогда поход будет спокойнее и осторожнее), думаю, что смогу все сделать сам. Но если будут люди с опытом, — и мне будет легче (может, даже посплю немного), и пойти сможем дальше и интереснее.
И важное, все должны понимать, что с моей стороны — это не «туристическое обслуживание». Я за это не получаю практически ничего, поэтому оставляю за собой право определять маршрут и (в некоторых случаях) определять состав экипажа (разумеется, задолго до начала похода, задолго до покупки билетов и иных трат). Хочется иметь на борту людей, не склонных к ссорам, дрязгам, интригам и т.п.; и избежать политических, религиозных и мировоззренческих раздоров».
Чтобы участвовать в лекции «Знакомство с яхтингом: яхтсмен Александр Каклюгин», необходимо обязательно зарегистрироваться в форме ниже.
Перейти к заказу билетовЕсть вопросы? Звоните или пишите, ответим!