Меня зовут Вадим и я работаю в яхт-клубе «Навигатор» уже как год. Но решил попробовать, что же такое яхтинг только сейчас. Сподвигло меня желание получить права на моторную лодку. Начал я, как водится, с теории. Прослушал курс лекций по маломерным судам ВП/ВВП-МП. Затем решил не терять времени даром и пройти теоретический курс IYT, что бы в начале сентября съездить наконец-то отдохнуть, но сделать это, как я люблю, с пользой. В середине августа оформил все документы, получил визу и уже 8 сентября был в Хорватии с двумя членами нашей будущей команды, таких же как я учеников, жаждущих проверить теорию на практике.
Первым пунктом назначения был Трогир — маленький старинный город, расположенный недалеко от аэропорта Сплит. Про Трогир — это классический древний городок на берегу Адриатики с узкими улочками, сотнями туристов и черепичными крышами домов, к тому же внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Там мы докупили то, что забыли в Москве, а так же запаслись SIM-картами с интернетом.
ДЕНЬ 1
В полдень 9-го сентября мы сели на автобус и поехали 30 км севернее Трогира в деревню Рогозница, там располагается довольно крупная марина — Marina Frappa, где нас ждала 13-метровая лодка Jeanneau Sun Oddyssey 42 I по имени Lady Ju. Остальная команда приехала, когда уже смеркалось. День закончился прекрасным рыбным рестораном, где мы познакомились друг с другом и c нашим инструктором Иваном Шараповым.
ДЕНЬ 2
На следующее утро мы принимали лодку, проверяли комплектацию? изучали ее особенности и запасались провизией. Большого перехода в этот день мы не планировали, так как приемка заняла половину дня. Вместо большого перехода был короткий выход в море, но зато какой! Ветер 20 узлов, волна около метра высотой, крен под 40 градусов и в финале — пара разбитых тарелок, вылетевшие из посудного ящика. Они катались по всей кают-компании со страшным грохотом до прибытия обратно в марину. Одним словом, крещение боем в тот день мы прошли на «ура».
Вечером приготовленный на лодке на ужин (рис с консервированным тунцом), был съеден за считанные минуты. Уставшая и довольная команда закончила день за обсуждением прошедшей вылазки и бокалом хорошего виски.
ДЕНЬ 3
Третий день практики начался с бодрящей зарядки и отличного завтрака. Кирилл — один из учеников, был выбран шкипером дня. Под чутким надзором опытного инструктора Ивана Шарапова он составлял маршрут, определял пеленги, стоял у штурвала, давал команды и в целом отвечал за деятельность всего экипажа. Команда начала приготовления к выходу. В этот раз мы снова ждали «пятибального» моря и решили подойти к вопросу закрепления личных вещей на лодке серьезнее. Все тарелки, пакеты с едой, ноутбуки и телефоны были плотно сложены и закрыты в ящиках, коих на лодке большое количество. Мы были готовы ко встрече со стихией…
Но море было спокойным и мы без труда прошли 25 морских миль до следующей нашей точки назначения — марины Baotic, которая расположена южнее по побережью рядом с Трогиром. По пути мы по очереди практиковались в настройке парусов, отслеживании курса и мониторинга общей обстановки в акватории. Вход в марину заставил понервничать и команду, и шкипера дня. Марина была переполнена, пространство для маневра ограничено. Один лишь инструктор сохранял спокойствие и невозмутимость, что придавало уверенности остальным. В итоге швартовка прошла гладко на столько, что работники марины вряд ли поняли, что швартовался новичок.
День потихоньку затухал. Вечер мы провели уплетая устриц, морских гребешков со спагетти за бокалом вина в ресторане под названием Barba (на хорватском сленге значит — «дядя» или «уважаемый человек») за пределами марины.
ДЕНЬ 4
На следующее утро после душа и завтрака мы стартовали на остров Вис, который находится в 30 милях к югу от Трогира. Шкипером дня была назначена единственная в команде бесстрашная девушка Нина. Погода была отличная, ветер дул порядка 15 узлов, мы шли со средней скоростью 7 узлов и по плану через 4-5 часов должны были прибыть в населенный пункт Комижа на западе острова Вис. По пути мы практиковали смены галсов, настройку парусов и работу со шкотами. Курс нашей яхты относительно ветра менялся от полного бейдевинда до бакштага. Где-то в 15 милях от берега парусом отрабатывали маневр «спасение человека за бортом». Роль «утопа» сыграл кранец обвязанный швартовым. Все прошло хорошо, выпавший был благополучно спасен два раза.
Как выяснилось в процессе всей учебы — швартовка один из самых сложных и ответственных маневров. Поэтому, когда мы зашли в бухту Комижа и увидели швартовочные буи, решили не упускать возможность и потренировать швартовку кормой с учетом ее заноса в сторону работы винта. Работники марины решили, что мы тщетно пытаемся поймать буй подплыли на тузике и любезно предложили свою помощь. После того, как мы объяснили, что практикуемся, наши спасатели еще какое-то время понаблюдали за нашими мучениями и ретировались. На видео реальная швартовка в деревушке Комижа.
Вечер третьего дня был посвящен пляжному отдыху, ресторану и разговорам в кокпите про успехи и допущенные днем ошибки.
ДЕНЬ 5
На пятый день выключили ветер. И уже зная о моей тяге к расслабленному яхтингу, команда назначила меня шкипером дня. День обещал быть жарким и спокойным, поэтому мы решили не упускать возможность и дойти до острова Бишево, который расположен в 5 милях юго-западнее от марины Комижа, чтобы взглянуть на легендарную пещеру с голубой водой. Весь остальной день мы неспешно шли под мотором огибая остров Вис, в пути отвечали на вопросы шкипера по теории IYT. В полдень мы остановились в уютной бухте, где позволили себе отдохнуть пару-тройку часов: пообедали, половили рыбы и искупались.
К вечеру небо стало затягиваться тучами. Мы решили ускориться и поспешили дойти до марины города Вис. Швартоваться пришлось между двумя дорогими моторными яхтами. Было волнительно, но в итоге все прошло гладко, так как места для швартовки было более чем достаточно.
На следующий день прогноз погоды обещал усиление ветра до 30 узлов. После расслабленного дня, пройденного на дизеле, наша команда морально готовилась к предстоящим трудностям следующего дня. Как выяснилось впоследствии, не зря.
ДЕНЬ 6
В этот день нам предстояло дойти до марины города Сплит, чтобы вечером забрать еще одного члена команды, который все-таки поправился и смог прилететь на практику. С утра перед выходом из марины городка Вис мы посмотрели прогноз погоды, который подтвердил наши предположения — в течении всей первой половины дня будет дуть сильный юго-восточный ветер, так называемый — «Сирокко». В этот день шкипером был назначен Марк – человек, который с самого первого дня рвался в неравный бой со стихией. Казалось, что новости о ветре в 30 узлов его только раззадоривали.
С таким ветром мы должны были преодолеть 15 миль за 2 часа до промежуточной стоянки в акватории деревушки Милна. Прогноз нас не подвел, и мы шли под парусами со скоростью 7-9 узлов переваливаясь через двухметровые волны. В качестве тренировки мы меняли направление нашей яхты, в боевых условиях расходились с другими смельчаками, рискнувшими в этот день пройтись под парусом. Инструктор Иван Шарапов сказал, что это идеальные условия для яхтинга. Шкипер дня был с ним согласен полностью. Команде оставалось лишь выполнять поручения.
После пары часов такой «болтанки» уставшие и насквозь промокшие, мы дошли до нашей промежуточной точки, где планировали встать на якорь что бы пообедать и передохнуть. И здесь началось самое интересное. Заведя двигатель для швартовки на якорь мы поняли, что яхта не реагирует на манипуляции ручкой газа. Потеряли винт! Таким было первое наше предположение.
Дав круг под парусами по бухте, мы осторожно встали на якорь и позвонили в чартерную компанию. На другом конце нам сказали, что сегодня у них нет возможности оказать нам помощь. Мы оказались предоставлены сами себе. Между тем небо затянуло тучами и ветер не стихал. Вместо обеда мы полезли в моторный отсек для поиска неисправностей. Первоначальное предположение о том, что в «болтанке» потеряли винт оказалось практически верным. Винт мы не потеряли. Выяснилось, что привод, на котором крепится винт отошел от двигателя. Первый ремонт выполненный своими силами с помощью инструментов, которые были на яхте результатов не дал. При включении заднего хода привод снова и снова слетал с двигателя.
В итоге было принято решение, подсоединить привод винта к двигателю включить переднюю передачу и без остановок дойти до марины Каштела города Сплит, где с утра работники чартерной компании должны были произвести ремонт. Финт ушами удался. На скорости в 7 узлов за 3 часа мы преодолели 18 миль. Подходя к марине шкипер Иван Шарапов связался с мариной, описал ситуацию и попросил помощи при швартовке. Швартовка прошла гладко. Мы встали лагом в пустой части марины. Только тогда удалось выдохнуть и расслабиться. Денек выдался непростой!
Через час подъехал Давид – новый член нашей команды. После ужина на лодке и душа уставшая команда улеглась спать.
ДЕНЬ 7
Очень долго ждали механиков из чартерной компании, которые обещали приехать к 7 утра, в итоге приехали только в час дня. Ремонт занял час времени. Они сказали, что подобное случается раз в два года и высоко оценили компетенцию членов нашего экипажа. Хе-хе…
Команда в это время успела позавтракать, принять утренние процедуры, закупиться продуктами в магазине и пофотографировать пришвартованные экзотические яхты. Выход из марины был поздний. Шкипером дня был назначен следующий ученик — Иван. На особые приключения мы уже сегодня не рассчитывали. Было решено просто добраться до марины Милны до темноты.
Еще час по очереди мы практиковались в швартовке адмиралтейским способом: с внешней стороны волнореза при волне и сильном боковом ветре. Впервые попробовал свои силы в швартовке 13-метровой яхты вновь прибывший Давид. Затем последовал 15-мильный переход под парусами до Милны. День можно было бы назвать ничем не примечательным, если бы не спонтанная гонка с вставшей на наш курс 52-футовой яхтой Bavaria.
Сначала «баварцы» просто хотели совершить обгон, это заметил наш инструктор и решил подкорректировать положения парусов. Дальше пеленг между нашими лодками менялся незначительно, то сокращаясь, то увеличиваясь. Наши преследователи заметили, что мы приняли вызов и активизировались. Дальше были симметричные галсы, выбор лучшей траектории и выбросы адреналина в кровь. В итоге, благодаря грамотному руководству нашего инструктора и слаженной работе команды, мы не сдали позицию. Через полчаса гонки «Бавария» сдалась, крутанулась вокруг киля на 180 градусов и ушла в направлении пролива между островами Шолта и Брач. Это были незабываемые ощущения! Мы вошли в марину Милна победителями в приподнятом настроении и с чувством сделанного дела. Ведь, только что каждый из нас получил бесценный гоночный опыт!
ДЕНЬ 8
Марина в деревушке Милна оказалась очень приятным местом. Хотелось сказать: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!». Но нужно было двигаться дальше. После утренних процедур, завтрака и молниеносной экскурсии по деревушке мы отшвартовались и направились на остров Свети-Клемент, расположенный немного западнее городка Хвар. В этот день на море дул отличный юго-восточный ветер. По очереди члены нашей команды вставали за штурвал, остальные практиковались в настройке парусов. В проливе между островами Свети-Клемент и Хвар отрабатывали поворот оверштаг и расхождение судов, идя в частую лавировку (этому способствовали узость акватории и плотный трафик). Обогнув крохотный островок Поконьи Дол, пошли в марину Палмижана, расположенную на острове Свети-Клемент.
Швартовка прошла гладко, хотя и проходила в довольно плотном потоке яхт. Мы были немного удивлены, когда не застали ни одного работника марины на пирсе. Оказалось, что у них обед. Вечером мы съездили на водном такси в Хвар, побродили по его улочкам, сделали несколько кадров на память и уселись в винном баре, чтобы продегустировать достижения хорватских виноделен. Вернулись на яхту, когда уже было темно.
ДЕНЬ 9
На девятый день к середине дня мы добрались до местечка Шешула – небольшая полудикая марина на острове Шолта. Там пообедали и начали готовиться к ночному переходу: мы проложили маршрут, определили точки, по которым будем ориентироваться в пространстве (маяки и изобаты), оделись потеплее, после захода солнца снялись с буя и направились в Рогозницу к месту стоянки нашей лодки.
Ночной переход, как и предполагалось оказался занятием интересным, но не простым. Довольно сложно отличить один остров или мыс от другого, если нет никаких световых ориентиров. Приятно увидеть свет маяка там, где он должен быть, сразу становится как-то спокойнее. Главное определить тот ли это маяк или какой-то другой. К сожалению, ветра этой ночью практически не было, и мы практически весь путь шли на дизеле не спеша, держась стометровой изобаты, которая и должна была нас привести туда куда нам нужно. Тихо покачивалась мачта с топовым огнем на фоне млечного пути, рулевой вглядывался в темноту в попытке предотвратить наезд на сети или крабовые ловушки, шкипер дня периодически убегал в кают-кампанию сверить наблюдаемую информацию с показаниями карты и картплоттера.
Спустя три часа мы подошли к месту, с которого открылся вид на нужную нам бухту. Помня про знаки одиночной опасности имеющиеся там, мы уверенно вошли в марину и пришвартовались.
ДЕНЬ 10
В последний день практики наш экипаж пораньше собрался и вышел в море. Инструктор Иван Шарапов определил две точки – верхнюю (знак одиночной опасности) и нижнюю (маяк) — и поставил перед каждым из нас задачу по очереди встать за штурвал и самостоятельно отдавая указания команде сделать по полной петле между этими двумя точками (ок. 3 nm). День выдался жарким. Ветра было немного. Сложились идеальные условия для того, чтобы можно было вдумчиво лавироваться, подставляя парус под периодически налетающие потоки ветра, разгонявшие лодку до 6 узлов. Во время этого упражнения инструктор молча оценивал действия шкипера, периодически делая пометки в блокноте. Позже он поделился своими наблюдениями и дал свою оценку работы для каждого из нас.
После того, как каждый из нас выполнил упражнение, был взят курс обратно в марину. Нам еще предстояло заправить лодку и подготовить ее к сдаче работнику чартерной компании. На следующий день мы позавтракали, собрали чемоданы, сдали лодку (депозит нам вернули полностью) и выехали из марины обратно в Трогир догуливать последние часы перед вылетом. Парусная практика, организуемая яхт-клубом «Навигатор» в Хорватии завершилась. Спасибо инструктору Ивану Шарапову и всей нашей дружной команде за прекрасные, интересные и насыщенные событиями дни!
Фото: Вадим Федышин, Иван Станкевич, Марк Панов, Нина Бабайлова, Кирилл Петров.
Ориентировочные цены на октябрь 2015 года:
Стоимость практики — 1250 евро;
Перелет в оба конца — 25000 рублей;
Хорватская виза — 4000 рублей;
Медицинская страховка на 10 дней — 1300 рублей;
Страховой депозит на лодку — 1000 евро / на кол-во членов экипажа;
Ночевка в марине за сутки — 40-60 евро / на кол-во членов экипажа;
Ужин в ресторане на одного — 10-20 евро / чел;
Заправка топливного бака — 70 евро / на кол-во членов экипажа;
Сим-карта с безлимитным интернетом на 10 дней — 10 евро;
И, конечно, не стоит забывать про походы в магазин за пополнением съестного на лодку.
Другие статьи по теме:
Шкипер-инструктор Михаил Михайлов — «Практика в Порторож».
Информацию о ближайшей практике вы можете узнать позвонив или написав нам: