С самого утра капитан провел опрос, кому какие навыки хотелось бы закрепить, что повторить, чего не хватает для полного счастья. Из этих пожеланий и вырисовался план дня.
Ветер нам сегодня сначала вроде как немножко дали, но потом отняли. Хватило его ровно на то, чтобы поспасать немного Оскара, покрутить еще кучу показательных оверштагов и фордевиндов, а потом выйти из залива на заправку яхты топливом. Заправка — это тоже интересное действо. Во-первых, мне повезло и я в этот момент оказалась у штурвала, а швартовка нужна была лагом, и я попробовала ее впервые в жизни. Если честно — так же стремно, как и кормой, но кормой я хотя бы уже привыкла за эти полторы недели не бояться. Во-вторых, не во всех колонках есть то, что нам надо, поэтому пришлось перешвартовываться чуть подальше вперед. Хорошо, не назад. Кстати, дизель стоит приблизительно столько же, сколько и везде в Европе — что-то около одного евро.
На обратном пути снова поупражнялись спасать Оскара, на этот раз капитан уже даже никакими комментариями нам не помогал, просто дал нам возможность самим прочувствовать и откорректировать все свои ошибки. Ветер был совсем слабенький, поэтому все получалось не торопясь, в спокойной обстановке, хватало времени обдумать и подготовить каждое следующее движение. Прям какие-то тепличные условия обучения, повезло.
Когда окончательно накрутились с Оскаром, подошли к причалу и несколько раз закрепили подход кормой для швартовки. Вот так и закончился последний парусный день. В 16.00 к нам пришел серьезный дядя, пробежался с капитаном по лодке, проверил, не сломали ли мы чего и все ли в порядке. Потом под водой нас осмотрел дайвер. И после этих смотрин нам вернули депозит. Потому как мы все улетали на следующий день, на лодке разрешено было переночевать.
Конечно, хочется домой, к своей привычной кровати и халату с тапочками. Конечно, очень скучаешь по всем, кто ждет тебя дома. Но все-таки этот лес мачт в марине, это бликующее море, этот пугающий, а потом такой привычный крен на ходу, этот ветер, с которым столько раз спорил и договаривался, шуршание воды в кильватере, ослепительная белизна парусов, мерное покачивание лодки на стоянке, плеск воды в борт… Всего этого никогда не будет «досыта». И никогда я не разучусь обнимать грот мачту на прощание и шептать ей «спасибо за счастье”.
А еще спасибо нашему капитану,
за ту тонну терпения, которая у него нашлась для нас, когда нам изо дня в день приходилось напоминать одно и то же, когда в конце курса вдруг снова начинают по невнимательности вылезать глупые «новичковые» ошибки. Как он к нам ко всем таким разным смог найти подход и собрать нас в достаточно слаженный экипаж с одной стороны, а с другой, вытащить из каждого из нас самостоятельность в принятии решений, которая должна быть неотъемлемой чертой шкипера. Да, это не материал парусного курса и такой главы вы не найдете в учебнике. Но какой же ты шкипер, если не умеешь хоть на время стать лидером и взять на себя ответственность.
Так что наше развитие шло в два потока. Один явный — навыки, теория, практика. Ведь по вечерам мы иногда садились в кают-компании и капитан начинал рисовать нам профиль паруса, эффекты от работы каретки стаксель-шкота, рассказывал про гидродинамику. После этих десяти дней каждый из нас уже спокойно ориентировался в яхтенной терминологии, сам поправлял паруса, чтобы увеличить эффективность их работы, прокладывал курс до пункта как днем, так и ночью, уверенно швартовался без лишних метаний, выбирая оптимальную траекторию с первого же захода. А другой поток развития был скрытым — нравственно-моральным, воспитательным. И я с удивлением поняла, что на самом деле достаточно сложно научиться иметь свое собственное уверенное мнение, но надо дерзать! Может быть, когда-нибудь в будущем все-таки выпадет шанс поучаствовать в трансатлантическом переходе или сунуть нос к мысу Горн… И к этому моменту каждый из нас пятерых будет готов достойно справиться со всеми задачами. Ведь развитие продолжается, а уж начало ему было положено за эти десять дней знатное!