Спешу навстречу новым поединкам —
И, как всегда, намерен побеждать!
(c) Владимир Высоцкий
Слова Владимира Семёновича лучше всего описывают гордость нашего яхт-клуба «Навигатор» — парусную команду «BOGATYR». Их успех можно было бы списать исключительно на удачу, но всё-таки: труд, упорство и настрой являются определяющими для этой команды. А ещё любовь и вера тех, кто на берегу — разве можно это списать только на удачу? Для того, чтобы завоевать искренность необходимо самому быть искренним, а для этого нужно богатырское мужество. Игорь Рытов — рулевой и предводитель «Богатыря» — открыто и подробно рассказывает о том, как ковалась победа на Rolex Middle Sea Race 2017.
В прошлом году мы впервые приняли участие в Rolex Middle Sea Race и показали хороший результат (4 дня 13 часов 49 минут). Тогда мы в своей группе по факту пришли первыми, но при пересчете нас обогнала почти такая же лодка JPK только поменьше, в итоге мы были вторыми. В целом для «Богатыря» прошедшая регата была пятой с момента спуска на воду, а из 600-мильных — третья: RMSR’16, Rolex Fasnet’17 и RMSR’17. Две предыдущие 600-мильные гонки прошли для нас в достаточно лайтовых условиях, были слабые и средние ветра, штили. А в этой мы практически всё время были с хорошим ветром, а вторая половина гонки вообще была с перегруженным ветром, то есть были штормовые условия, слава Богу, наша лодка выдержала и мы показали отличный результат.
Всю гонку можно разделить на четыре этапа. Первый — это с момента старта от Мальты и до Месины, второй — это после Месины огибание в Стромболи вдоль северного побережья Сицилии до острова Фавиньяна и огибание его, третий — это почти прямая до Лампедузы, и четвертый — это финишная прямая от Лампедузы до Мальты и финиш там.
Прогноз на эту регату был ясен с самого начала. Нас все предупреждали, да и мы сами постоянно получали информацию о погоде с различных ресурсов. И то, что придет мистраль на вторые сутки мы это понимали, а многие экипажи после Месины свернули, чтобы не нагружать свою матчасть и, наверное, не подвергать свои экипажи опасности. Мы же понимали, что ветер будет дуть до 35 узлов, а для нас и лодки — это рабочий ветер. Единственное, нас смущало, что от Месины до Фавиньяны предстоял долгий путь в лавировку, против ветра, против волны, а нашего 11-метрового «Богатыря» при таких условиях швыряет, бросает и он, бедолага, не совсем предназначен для таких курсов. Но была надежда, что ветер как-то подвернет и для нас курс станет приемлем.
Со старта мы ушли отлично, возглавляя нашу группу, вырвались сразу в первую линию. Дальше всю гонку в своей группе мы были во главе, то есть все, кто был в Class 6 нас всё время догоняли. После старта был оттяжной буй, мы вышли на марку первыми, обогнулись и пошли дальше в сторону Месины. До неё, пока не стемнело, был достаточно рабочий ветер до 15 узлов, потом он начал стихать. Ночью мы шли по очень слабому ветру, часто меняли паруса: стаксель лайт, код зеро, были моменты, когда мы ставили генакер. То есть нам приходилось двигаться на малейших порывах, что мы успешно и делали, сильно оторвавшись от нашей группы. Надо понимать, что за нами стартовали большие лодки — кто-то нас обогнал вечером, кто-то ночью, в общем, под Месиной было плотное скопление, если мне не изменяет память, то мы подходили туда 15-16-ыми.
Перед Месиной мы получили усиление ветра до 20 узлов, у нас появилась связь, мы стали смотреть треки лодок, которые были впереди нас. Так мы увидели, что все лодки за Месиной встали в затишье. Rambler двигался со скоростью 1-2 узла; Leopard, Moma и Arctic Energy двигались практически без продвижения вперед. Нас это, конечно, порадовало, так как если бы к ним пришел мистраль раньше, то у нас шанса выиграть overall не было, они бы практически сразу вышли на полный курс и улетели от нас очень далеко. А так мы, можно сказать, подъехали к ним. Дальше нас тоже ждал не очень приятный сюрприз — отсутствие ветра. Только около берега был легкий бриз с порывами, вот мы на этом бризе потихоньку отъехали западнее вдоль побережья. По нашим расчетам было понимание, что ветер должен приходить с запада и с дальнейшим подворотом среди ночи на север. У нас была стратегия первыми получить этот порыв, так мы прошли вдоль берега Сицилии и уже после огибания Стромболи нам нужно было повыше забраться, чтобы получить первый отход ветра и уже на нём делать поворот на Фавиньяну, чтобы выйти на неё одним галсом, что нам в общем-то и удалось сделать.
На второй день в девять вечера ветер начал усиливаться, я как раз в это время отдыхал после вахты. И уже когда в полночь я вышел на палубу, дуло очень хорошо — стабильно 25-30 узлов, волна начала подниматься. Всю ночь и день участок вдоль северной Сицилии мы шли против волны и ветра, и нас, если честно, ушатало. Выглядело это примерно так: ночь, волна 4-5 метра, которая накатывает справа от тебя, ты не понимаешь, что за этой волной, ты видишь только тень и не понятно: либо волна пологая и пройдет под твоей лодкой, либо она обрушится на тебя. Если честно, местами было страшновато, техника безопасности превыше всего, поэтому мы все были в спасжилетах, пристегнуты и когда кто-то из нас видел волну, предупреждал всех, чтобы кто находился внизу не травмировался от удара волны, а те, кто был на верху крепко держался, чтобы не смыло. В общем, ночь была тяжелой, многие из нас задумались, а нужны ли нам ещё офшоры, не пора ли завязывать с этим, перейти ли на формат только коротких гонок с проживанием в отеле и получать удовольствие только от up&down гонок.
Но когда рассветало, ситуация поменялась. Мы видели волну, видели порывы, солнышко светило, настроение поднялось и мы быстро вышли на Фавиньяну. Подходя к ней, опять появилась связь, это был уже вечер, мы увидели свою позицию и позиции наших соперников и поняли, что мы практически ничего не потеряли и остались также во главе нашей группы, но провалились в overall. Но мы не ставили перед собой задачу быть первыми в overall, нам просто было приятно, что до Месины мы возглавляли турнирную таблицу, а возле Фавиньяны мы были 4-5, я уже не помню.
Вторую ночь от Фавиньяны до Пантеллерьи мы шли на полном курсе, поставили генакер A2, прибавили сильно в скорости, мы уже двигались по волне, а не против — начался комфортный сёрф. Но это была ночь и плохая видимость волны, поэтому приходилось заниматься гаданием — с какой волны можно скатываться, с какой нет, периодически лодку бросало в брочинг, но нам удавалось всё во время исправлять. Несколько раз за эту ночь к нам подходили тучевые-грозовые фронты. Во время одного из них, когда ветер усилился до 40 узлов, мы шли с генакером А2, на усилении мы начали подваливать с волны, нам подбило нос и получился так называемый china jibing — это когда лодка ложится на наветренный борт. У нас в этот момент на палубе было пять человек, каждый занимался своим делом: два в открене, другой на триме грота, третий на триме генакера, один на руле. И так получилось, что когда мы легли на наветренный борт, у нас четыре человека вывалились за борт. Слава Богу, все были пристегнутыми, у всех сработали спасжилеты, все быстро запрыгнули во внутрь, пересчитались, ребята с отдыхающей смены выскочили наружу и обезветрили парус, мы смайнали А2, поставили А3 и продолжили наше путешествие к следующей точке — Пантеллерьи, но уже более осторожно, не перегружая паруса.
Утром, когда рассветало, был великолепный день, солнечная погода, хорошие волны, которые было прекрасно видно. Настроение команды подняли Антон и Валера, — они включили музыку. Мы поставили перед собой задачку — каждая вахта должна была показать рекорд скорости, бывало мы разгоняли нашего «Богатыря» до 17-18 узлов. Это был день, когда мы уже от него получали колоссальное удовольствие: от сёрфа, от скорости, от работы экипажа. Когда мы подошли к Лампедузе, опять появилась связь, мы посмотрели, где находимся, трекинг показывал, что мы занимали то третью, то вторую позицию в overall — нас это прибодрило, мы улучшились. Плюс мы увидели, что в социальных сетях за нас болели наши близкие, друзья и вообще очень много людей. Кто-то в комментариях написал, что, мол, ребята давайте, вы уже выигрываете 18 секунд у южноафриканской яхты Music, вам нужно поднажать. Мы поняли, что шансы у нас, действительно, есть, потому что Swan прекрасная лодка, но не глиссирующая, а мы меньше и легче, единственное, нужно отстроить и грамотно отработать следующую ночь.
После огибания Лампедузы мы поставили генакер А2 и грот без рифов. Было предложение не спать всем и быть наверху, но мы прикинули, что это порядка 10-11 часов, что это будет очень тяжело после прошедших двух суток и решили всё-таки ничего не менять в распорядке. Одна вахта занимается тримом парусов и рулением, подвахта — на открене и в готовности помочь, а если основная вахта устала, то заменить, отдыхающая смена — полностью отдыхает. Я отрулил и пошел отдыхать, но в итоге так и не удалось нормально поспать, потому что переживал, думал, смотрел в монитор кто-где по ISO. И миль за 10 до Мальты появились первые признаки связи, я увидел по трекам, что мы лидируем и в своём классе, и в overall, я поднял всех отдыхающих, так как нам до финиша осталось 2-3 часа. Нужно было чётко отработать последний рывок, всех отправили в открен, максимальный трим парусов, отработка каждой волны — было бы просто обидно, если бы мы проиграли на финише секунды. Всегда, ведь, после финиша, когда анализируешь гонку, ты думаешь: «Да, вот здесь ты мог лучше отрулить, здесь не отдыхать, а тут поставить вместо этого паруса другой». Поэтому нам нужно было выложиться до конца. Ребята все откликнулись, поднялись, оделись, вышли на палубу, сели в рядочек в открен и отработали оставшееся время на отлично.
Когда подходили к финишу, была интересная картинка — смотрим какой-то маленький катерочек светится, подумали, может быть, это рыбаки. Подошли к нему, мимо, и тут на нём зажигается прожектор, оттуда на нас камеры — мы решили, что это всё-таки не с проста, что возможно мы сохранили своё лидерство в overall. В три с чем-то ночи мы финишировали, за нами последовал катер с прессой. Когда мы пришвартовались, они взяли у нас интервью, после чего ребята скинули меня в воду. Хорошо, что я был в жилете и он сработал, меня вытащили и тут был очень приятный сюрприз на берегу. Ребята из других российских команд пришли нас встречать с шампанским и бутербродами. Это была мощная поддержка: нас обрызгали шампанским и принесли поесть, за последнюю ночь мы толком не кушали.
Конечно, мы очень рады и счастливы, что всё так удачно сложилось для нас, для нашей яхты, для России — что это впервые такой трофей завоевать. Мы не ожидали совершенно: в своём классе побороться — это да, мы понимали, что это для нас реально и мы можем, но то, что выиграем такую престижную регату… об этом мы даже не мечтали. Но, как я написал в одном из своих постов в facebook, иногда невозможное всё-таки возможно. Дальше пока о 600-мильных гонках не думаем, нужно это пережить и пожить с этим. Для меня опыт именно таких гонок — первый. Да, у нас экипаж боевой, ребята спортсмены, но не всем удавалось побывать в таких штормовых условиях. Это тяжело, не очень комфортно, конечно, сейчас эти две штормовые ночи сглаживает победа и тот триумф, который нам устроили в конференц-зале на Мальте, но всё равно нужно крепко подумать о том, пойдём ли мы ещё в офшорные гонки или нет.
Ближайшее, что мы запланировали — это регата в Марселе в конце марта, мы в этом году в ней уже участвовали и нам понравилось, там четыре дня портовых гонок, мини-офшоры 30-40 миль и гонки up&down. Через месяц после этого у нас будет неделя Поркероля, хотим попробовать свои силы там, традиционно будет Giraglia. Что ещё пока не знаем, будем смотреть и согласовывать с календарями других наших классов.
Если давать совет тем, кто собирается на регаты, подобные Rolex Middle Sea Race, то однозначный вывод, который сделал я и вся команда — будьте внимательны к технике безопасности: и днём, и ночью всегда находитесь в спасжилете, обязательно пристёгивайтесь. А шкипера неукоснительно должны за этим следить, это правило №1, вплоть до того, если хотя бы один член экипажа его не исполняет — сниматься с гонки. Ещё совет — это подготовка, ошибочно считать, что всё может пройти легко, это на берегу всё выглядит прикольно, но в море страшно. Мы, восемь здоровых мужиков, когда потом делились своими ощущениями… нам было страшно, правда. Если есть прогноз на шторм, то всё-таки нужно подумать, не все готовы к таким испытаниям в реальности. И особенно это касается девчонок, я с одной стороны, конечно, восхищаюсь ими, а с другой не понимаю, как они шли в эту гонку, имея небольшой опыт в парусном спорте, как они всё выдерживали… я не знаю. А так мы, конечно, счастливы и испытываем гордость за страну, за успех и за нашу победу на Rolex Middle Sea Race 2017.
Хотите принять участие в следующем году в наших регатах?
Пишите, звоните нам!