Как Россия победила на регате Rolex Middle Sea Race 2017

Спешу навстречу новым поединкам —
И, как всегда, намерен побеждать!
(c) Владимир Высоцкий

Как Россия победила на регате Rolex Middle Sea Race 2017. Команда BOGATYR

Слова Владимира Семёновича лучше всего описывают гордость нашего яхт-клуба «Навигатор» — парусную команду «BOGATYR». Их успех можно было бы списать исключительно на удачу, но всё-таки: труд, упорство и настрой являются определяющими для этой команды. А ещё любовь и вера тех, кто на берегу — разве можно это списать только на удачу? Для того, чтобы завоевать искренность необходимо самому быть искренним, а для этого нужно богатырское мужество. Игорь Рытов — рулевой и предводитель «Богатыря» — открыто и подробно рассказывает о том, как ковалась победа на Rolex Middle Sea Race 2017.

Как Россия победила на регате Rolex Middle Sea Race 2017. Команда BOGATYR

В прошлом году мы впервые приняли участие в Rolex Middle Sea Race и показали хороший результат (4 дня 13 часов 49 минут). Тогда мы в своей группе по факту пришли первыми, но при пересчете нас обогнала почти такая же лодка JPK только поменьше, в итоге мы были вторыми. В целом для «Богатыря» прошедшая регата была пятой с момента спуска на воду, а из 600-мильных — третья: RMSR’16, Rolex Fasnet’17 и RMSR’17. Две предыдущие 600-мильные гонки прошли для нас в достаточно лайтовых условиях, были слабые и средние ветра, штили. А в этой мы практически всё время были с хорошим ветром, а вторая половина гонки вообще была с перегруженным ветром, то есть были штормовые условия, слава Богу, наша лодка выдержала и мы показали отличный результат.

Чествование парусной команды BOGATYR

Всю гонку можно разделить на четыре этапа. Первый — это с момента старта от Мальты и до Месины, второй — это после Месины огибание в Стромболи вдоль северного побережья Сицилии до острова Фавиньяна и огибание его, третий — это почти прямая до Лампедузы, и четвертый — это финишная прямая от Лампедузы до Мальты и финиш там.

МАРШРУТ РЕГАТЫ ROLEX MIDDLE SEA RACE 2017

Прогноз на эту регату был ясен с самого начала. Нас все предупреждали, да и мы сами постоянно получали информацию о погоде с различных ресурсов. И то, что придет мистраль на вторые сутки мы это понимали, а многие экипажи после Месины свернули, чтобы не нагружать свою матчасть и, наверное, не подвергать свои экипажи опасности. Мы же понимали, что ветер будет дуть до 35 узлов, а для нас и лодки — это рабочий ветер. Единственное, нас смущало, что от Месины до Фавиньяны предстоял долгий путь в лавировку, против ветра, против волны, а нашего 11-метрового «Богатыря» при таких условиях швыряет, бросает и он, бедолага, не совсем предназначен для таких курсов. Но была надежда, что ветер как-то подвернет и для нас курс станет приемлем.

Чествование парусной команды BOGATYR

Со старта мы ушли отлично, возглавляя нашу группу, вырвались сразу в первую линию. Дальше всю гонку в своей группе мы были во главе, то есть все, кто был в Class 6 нас всё время догоняли. После старта был оттяжной буй, мы вышли на марку первыми, обогнулись и пошли дальше в сторону Месины. До неё, пока не стемнело, был достаточно рабочий ветер до 15 узлов, потом он начал стихать. Ночью мы шли по очень слабому ветру, часто меняли паруса: стаксель лайт, код зеро, были моменты, когда мы ставили генакер. То есть нам приходилось двигаться на малейших порывах, что мы успешно и делали, сильно оторвавшись от нашей группы. Надо понимать, что за нами стартовали большие лодки — кто-то нас обогнал вечером, кто-то ночью, в общем, под Месиной было плотное скопление, если мне не изменяет память, то мы подходили туда 15-16-ыми.

Чествование парусной команды BOGATYR

Перед Месиной мы получили усиление ветра до 20 узлов, у нас появилась связь, мы стали смотреть треки лодок, которые были впереди нас. Так мы увидели, что все лодки за Месиной встали в затишье. Rambler двигался со скоростью 1-2 узла; Leopard, Moma и Arctic Energy двигались практически без продвижения вперед. Нас это, конечно, порадовало, так как если бы к ним пришел мистраль раньше, то у нас шанса выиграть overall не было, они бы практически сразу вышли на полный курс и улетели от нас очень далеко. А так мы, можно сказать, подъехали к ним. Дальше нас тоже ждал не очень приятный сюрприз — отсутствие ветра. Только около берега был легкий бриз с порывами, вот мы на этом бризе потихоньку отъехали западнее вдоль побережья. По нашим расчетам было понимание, что ветер должен приходить с запада и с дальнейшим подворотом среди ночи на север. У нас была стратегия первыми получить этот порыв, так мы прошли вдоль берега Сицилии и уже после огибания Стромболи нам нужно было повыше забраться, чтобы получить первый отход ветра и уже на нём делать поворот на Фавиньяну, чтобы выйти на неё одним галсом, что нам в общем-то и удалось сделать.

Как Россия победила на регате Rolex Middle Sea Race 2017

На второй день в девять вечера ветер начал усиливаться, я как раз в это время отдыхал после вахты. И уже когда в полночь я вышел на палубу, дуло очень хорошо — стабильно 25-30 узлов, волна начала подниматься. Всю ночь и день участок вдоль северной Сицилии мы шли против волны и ветра, и нас, если честно, ушатало. Выглядело это примерно так: ночь, волна 4-5 метра, которая накатывает справа от тебя, ты не понимаешь, что за этой волной, ты видишь только тень и не понятно: либо волна пологая и пройдет под твоей лодкой, либо она обрушится на тебя. Если честно, местами было страшновато, техника безопасности превыше всего, поэтому мы все были в спасжилетах, пристегнуты и когда кто-то из нас видел волну, предупреждал всех, чтобы кто находился внизу не травмировался от удара волны, а те, кто был на верху крепко держался, чтобы не смыло. В общем, ночь была тяжелой, многие из нас задумались, а нужны ли нам ещё офшоры, не пора ли завязывать с этим, перейти ли на формат только коротких гонок с проживанием в отеле и получать удовольствие только от up&down гонок.

Но когда рассветало, ситуация поменялась. Мы видели волну, видели порывы, солнышко светило, настроение поднялось и мы быстро вышли на Фавиньяну. Подходя к ней, опять появилась связь, это был уже вечер, мы увидели свою позицию и позиции наших соперников и поняли, что мы практически ничего не потеряли и остались также во главе нашей группы, но провалились в overall. Но мы не ставили перед собой задачу быть первыми в overall, нам просто было приятно, что до Месины мы возглавляли турнирную таблицу, а возле Фавиньяны мы были 4-5, я уже не помню.

Вторую ночь от Фавиньяны до Пантеллерьи мы шли на полном курсе, поставили генакер A2, прибавили сильно в скорости, мы уже двигались по волне, а не против — начался комфортный сёрф. Но это была ночь и плохая видимость волны, поэтому приходилось заниматься гаданием — с какой волны можно скатываться, с какой нет, периодически лодку бросало в брочинг, но нам удавалось всё во время исправлять. Несколько раз за эту ночь к нам подходили тучевые-грозовые фронты. Во время одного из них, когда ветер усилился до 40 узлов, мы шли с генакером А2, на усилении мы начали подваливать с волны, нам подбило нос и получился так называемый china jibing — это когда лодка ложится на наветренный борт. У нас в этот момент на палубе было пять человек, каждый занимался своим делом: два в открене, другой на триме грота, третий на триме генакера, один на руле. И так получилось, что когда мы легли на наветренный борт, у нас четыре человека вывалились за борт. Слава Богу, все были пристегнутыми, у всех сработали спасжилеты, все быстро запрыгнули во внутрь, пересчитались, ребята с отдыхающей смены выскочили наружу и обезветрили парус, мы смайнали А2, поставили А3 и продолжили наше путешествие к следующей точке — Пантеллерьи, но уже более осторожно, не перегружая паруса.

Rolex Middle Sea Race 2017

Утром, когда рассветало, был великолепный день, солнечная погода, хорошие волны, которые было прекрасно видно. Настроение команды подняли Антон и Валера, — они включили музыку. Мы поставили перед собой задачку — каждая вахта должна была показать рекорд скорости, бывало мы разгоняли нашего «Богатыря» до 17-18 узлов. Это был день, когда мы уже от него получали колоссальное удовольствие: от сёрфа, от скорости, от работы экипажа. Когда мы подошли к Лампедузе, опять появилась связь, мы посмотрели, где находимся, трекинг показывал, что мы занимали то третью, то вторую позицию в overall — нас это прибодрило, мы улучшились. Плюс мы увидели, что в социальных сетях за нас болели наши близкие, друзья и вообще очень много людей. Кто-то в комментариях написал, что, мол, ребята давайте, вы уже выигрываете 18 секунд у южноафриканской яхты Music, вам нужно поднажать. Мы поняли, что шансы у нас, действительно, есть, потому что Swan прекрасная лодка, но не глиссирующая, а мы меньше и легче, единственное, нужно отстроить и грамотно отработать следующую ночь.

Rolex Middle Sea Race 2017

После огибания Лампедузы мы поставили генакер А2 и грот без рифов. Было предложение не спать всем и быть наверху, но мы прикинули, что это порядка 10-11 часов, что это будет очень тяжело после прошедших двух суток и решили всё-таки ничего не менять в распорядке. Одна вахта занимается тримом парусов и рулением, подвахта — на открене и в готовности помочь, а если основная вахта устала, то заменить, отдыхающая смена — полностью отдыхает. Я отрулил и пошел отдыхать, но в итоге так и не удалось нормально поспать, потому что переживал, думал, смотрел в монитор кто-где по ISO. И миль за 10 до Мальты появились первые признаки связи, я увидел по трекам, что мы лидируем и в своём классе, и в overall, я поднял всех отдыхающих, так как нам до финиша осталось 2-3 часа. Нужно было чётко отработать последний рывок, всех отправили в открен, максимальный трим парусов, отработка каждой волны — было бы просто обидно, если бы мы проиграли на финише секунды. Всегда, ведь, после финиша, когда анализируешь гонку, ты думаешь: «Да, вот здесь ты мог лучше отрулить, здесь не отдыхать, а тут поставить вместо этого паруса другой». Поэтому нам нужно было выложиться до конца. Ребята все откликнулись, поднялись, оделись, вышли на палубу, сели в рядочек в открен и отработали оставшееся время на отлично.

Rolex Middle Sea Race 2017

Когда подходили к финишу, была интересная картинка — смотрим какой-то маленький катерочек светится, подумали, может быть, это рыбаки. Подошли к нему, мимо, и тут на нём зажигается прожектор, оттуда на нас камеры — мы решили, что это всё-таки не с проста, что возможно мы сохранили своё лидерство в overall. В три с чем-то ночи мы финишировали, за нами последовал катер с прессой. Когда мы пришвартовались, они взяли у нас интервью, после чего ребята скинули меня в воду. Хорошо, что я был в жилете и он сработал, меня вытащили и тут был очень приятный сюрприз на берегу. Ребята из других российских команд пришли нас встречать с шампанским и бутербродами. Это была мощная поддержка: нас обрызгали шампанским и принесли поесть, за последнюю ночь мы толком не кушали.

Как Россия победила на регате Rolex Middle Sea Race 2017. Команда BOGATYR

Конечно, мы очень рады и счастливы, что всё так удачно сложилось для нас, для нашей яхты, для России — что это впервые такой трофей завоевать. Мы не ожидали совершенно: в своём классе побороться — это да, мы понимали, что это для нас реально и мы можем, но то, что выиграем такую престижную регату… об этом мы даже не мечтали. Но, как я написал в одном из своих постов в facebook, иногда невозможное всё-таки возможно. Дальше пока о 600-мильных гонках не думаем, нужно это пережить и пожить с этим. Для меня опыт именно таких гонок — первый. Да, у нас экипаж боевой, ребята спортсмены, но не всем удавалось побывать в таких штормовых условиях. Это тяжело, не очень комфортно, конечно, сейчас эти две штормовые ночи сглаживает победа и тот триумф, который нам устроили в конференц-зале на Мальте, но всё равно нужно крепко подумать о том, пойдём ли мы ещё в офшорные гонки или нет.

Как Россия победила на регате Rolex Middle Sea Race 2017. Команда BOGATYR

Ближайшее, что мы запланировали — это регата в Марселе в конце марта, мы в этом году в ней уже участвовали и нам понравилось, там четыре дня портовых гонок, мини-офшоры 30-40 миль и гонки up&down. Через месяц после этого у нас будет неделя Поркероля, хотим попробовать свои силы там, традиционно будет Giraglia. Что ещё пока не знаем, будем смотреть и согласовывать с календарями других наших классов.

Как Россия победила на регате Rolex Middle Sea Race 2017. Команда BOGATYR

Если давать совет тем, кто собирается на регаты, подобные Rolex Middle Sea Race, то однозначный вывод, который сделал я и вся команда — будьте внимательны к технике безопасности: и днём, и ночью всегда находитесь в спасжилете, обязательно пристёгивайтесь. А шкипера неукоснительно должны за этим следить, это правило №1, вплоть до того, если хотя бы один член экипажа его не исполняет — сниматься с гонки. Ещё совет — это подготовка, ошибочно считать, что всё может пройти легко, это на берегу всё выглядит прикольно, но в море страшно. Мы, восемь здоровых мужиков, когда потом делились своими ощущениями… нам было страшно, правда. Если есть прогноз на шторм, то всё-таки нужно подумать, не все готовы к таким испытаниям в реальности. И особенно это касается девчонок, я с одной стороны, конечно, восхищаюсь ими, а с другой не понимаю, как они шли в эту гонку, имея небольшой опыт в парусном спорте, как они всё выдерживали… я не знаю. А так мы, конечно, счастливы и испытываем гордость за страну, за успех и за нашу победу на Rolex Middle Sea Race 2017.

Хотите принять участие в следующем году в наших регатах?
Пишите, звоните нам!

тел: +7(495) 255-00-98
email: info@navygator.su